Иконка блога Дошкольное образование


Спасибо за +1!

Цикл игровых упражнений по развитию элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с опорой на региональный компонент

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Белоснежка» Муниципального образования город Ноябрьск
Составила
Воспитатель: Гайдаржи С.П.

Цикл игровых упражнений по развитию элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с опорой на региональный компонент

Цель данных игр:
1.Обучение детей операциям:
• Анализа – синтеза,
• Сравнения,
• Использования частицы отрицания «не»,
• Классификации,
• Упорядоченности действий,
• Ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей:
• Речи (умение рассуждать, доказывать),
• Произвольности внимания,
• Познавательных интересов,
• Творческого воображения.

3. Воспитание:

• Коммуникативных навыков,
• Стремления к преодолению трудностей,
• Уверенности в себе,
• Желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Систематизировать знания детей о жизни животных тайги, особенностях коренных народов Севера.

Игры на развитие классификации помогут развить и закрепить у ребенка такие умения как: классифицировать предметы, называть обобщающее понятие, выделять лишний предмет из группы, называть признак, объединяющий предмет, подбирать предметы по обобщающему понятию.
1. «Я знаю… „
Это словесная игра интересна тем, что у малыша есть возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений.
Ведущий задает малышу /если в группе детей, то по очереди каждому ребенку/ общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений. Проговаривая каждое название, он должен одной рукой бить мяч о землю: “Я знаю пять названий растений своего края» или «Я знаю пять названий животных тайги». Количество таких слов можно не ограничивать, тогда ребенок должен назвать их как можно больше.
Для игры можно использовать следующие общие понятия: овощи, фрукты, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, имена девочек и мальчиков и т.п. Когда ребенок научится быстро и легко конкретизировать данные понятия, можно перейти к известным ему белее абстрактным понятиям. Например: «Какая бывает погода?», «Какие ты знаешь, праздники?», «Назовите все, что летает» и др.
2. «Черный ящик».
Детям показывают «черный ящик» ( в нем лежат картинки «рога оленя», «ягоды нашего края» и т.д. или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать — что там? И т. д. — Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.
3.«Картинки-загадки».
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Педагог имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
4.«Парные картинки» (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
5. «Определи игрушку».
Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку животного тайги. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие воспитатель с ребятами придумывает какую-либо историю (из жизни животного Севера), в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
6. «Угадай игрушку».
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!». Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
7. «Лишняя игрушка».
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет). Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4 — 5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»). Эту игру можно проводить с ребенком и индивидуально.
8. «Третий лишний».
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые. Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников: — молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают. — машина, лошадь, трамвай; — шапка, платок, сапоги; — роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются: — дождь, снег, река; — нефтяник, буровик, шофер; — тень, солнце, планета; — мороз, вьюга, январь; — камень, глина, стекло; — дверь, ковер, окно; — море, река, бассейн.
9. «Кто без чего не обойдётся».
Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Кисы (шнурки, подошва, каблук, молния, оленья шкура )
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Игры на развитие сравнения
Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.
1.«Исследователь».
Игра на сравнение. Вы с ребенком исследователи. Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенности в сравнении с другими предметами. Например, сказать, зачем он нужен, каковы его основные признаки, цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус, из чего он сделан;, похож на ...; что случится, если бросить в воду, огонь, ударить по нему и т.д.
2. «Бывает — не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае если названная ситуация бывает, а если — нет, то ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предложить разные:
Папа ушел на работу. Кошка хочет есть.
Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо. Волк бродит по лесу.
Зайчик пошел в школу. Волк сидит на дереве.
Яблоко соленое. В кастрюле варится чашка.
Нефтяники добывают нефть. Кошка гуляет по крыше.
Шапочка резиновая. Собака гуляет по крыше
Туфли стеклянные. Лодка плывет по небу
На березе выросли шишки.

Девочка рисует домик. Хвост бежит за собакой.
Домик рисует девочку. Кошка бежит за мышкой.
Ночью светит солнце. Клюква поспевает осенью.
Зимой идет снег. Ветер качает деревья.
Зимой гремит гром. Деревья водят хоровод.
Рыба поет песни. Писатели пишут книги.
Белка жует траву. Строитель строит дом.
Мальчик виляет хвостом. Водитель ведет троллейбус.
3. «Чем похожи, чем отличаются? „
Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки, сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающий изображение на них предметов или явления.
Например:
1/ платье и кроссовки;
2/ клюка и брусника.
3/ заяц и волк,
4/ сосна и береза,
5/ чум и юрта,
6/ тетрадь и книга,
7/ клюшка и ракетка,
8/ рыбы и птицы,
9/ болото и река,
10/ человек и обезьяна.
Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков /или свойств/ отличия и сходства.
Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного нового признака, пропускает ход.
В данной игре задание тем сложнее, чем более сложные и менее известные ребенку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие.
4. “Слова-близнецы».
Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию. «Какое слово обозначает то же самое, что и слова:
1) родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".
Дополнительные задания к упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.
5. «Противоположность».
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
6. «Какое что бывает?».
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).
Здесь уместно спросить, что выше — дерево или чум; человек или столб.
— Что бывает длинным? (коротким)
— Что бывает широким (узким)?
— Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
(Р. Сеф)
7. «Систематизация».
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Педагог спрашивает: «Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".
Слова для предъявления — капуста, клюка, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
«Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам — два раза». (Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)
В качестве основания для систематизации может быть тема — инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.
«Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине? лимон и груша, малина и земляника, яблоко и слива, смородина и крыжовник Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"
8. «Необычное домино».
Это упражнение направлено на постепенное обучение ребенка поиску признаков, по которым может происходить обобщение.
Первая сфера — самый низкий уровень.
Сюда входят: форма предмета, его величина, части, из которых он сделан, или материал, цвет, т.е. все то, что является некими внешними качествами, или атрибутами предмета.
Например, «кошка и мышка подходят друг к другу, т.к. у них по четыре лапы» или «яблоко и земляника, у них общее то, что они красные...». Кроме того, это может быть использование имени предмета, например, "… тарелка и таз, общее то, что оба предмета начинаются на букву «т».
Вторая сфера — более высокий уровень.
Переходным к этой сфере является обобщение предметов по признаку «свойство — действие», т.е. ребенок выделяет в качестве общего свойства действие, производимое предметами.
Например, «лягушка подходит к белке, т.к. они умеют прыгать». Кроме того, к этой сфере относятся обобщения по ситуации употребления «груша и морковь, потому что и то и другое едят...»; ситуации места и время нахождения — «кошка и мышка, потому что живут в одном доме»; ситуации общения, игры — «щенок и ежик, потому что вместе играют...».
Третья сфера — наиболее высокий уровень. Это обобщение по признаку того класса, к которому относятся предметы.
Например, мяч и мишка — это игрушки; паук и бабочка, общее то, что это насекомые.
Упражнение «домино» позволяет ребенку самому выбирать основание для обобщения (тем самым взрослый может составить представление об уровне развития данной функции у ребенка), а также направлять и помогать ребенку, искать более значимые, высокие по степени признаки для обобщения. В игре могут принимать участие двое или несколько детей. Кроме того, взрослый сам может быть участником игры. Игра состоит из 32 карточек, на каждой из которых изображены две картинки.
1. трактор — олень 11. обезьяна – цветок
2. ведро — зебра 12. бабочка – свинья
3. щенок — мышь 13. белка – пирамидка
4. кошка — кукла 14. мяч – мак
5. девочка — мишка 15. птица – ваза
6. слон — елка 16. теленок – самолет
7. грибок — морковь 17. вертолет – цыпленок
8. груша — улитка 18. ежик – мельница
9. паук — утенок 19. домик – яблоко
10. рыба — месяц 20. петух – клубника
21. заяц — вишня 27. львенок – кораблик
22. земляника — аист 28. тележка – чашка
23. пингвин — лягушка 29. чайник — карандаш:
24. солнце — гусеница 30. собака – береза
25. лист — мухомор 31. котенок – апельсин
26. сливы — лев 32. конура — жук
Каждому из участников игры раздается одинаковое количество карточек. После этого разыгрывается право первого хода. Тот, кто ходит, выкладывает любую карточку. Затем воспитатель говорит: «Перед вами лежит карточка с изображением… Необходимо, для того чтобы осуществить ход, подобрать какую-нибудь из своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка имела что-то общее с той, к которой вы ее подобрали».
Во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить, каким образом можно осуществлять подбор. Кроме того, во время игры необходимо постоянно стимулировать ребенка вопросами типа: «А что еще общего может быть между подобранными картинками?», на выбор разных оснований для обобщения.
Одновременно вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".
Таким образом, в результате игры выстраивается цепочка картинок, логически связанных между собой. Напоминаем, что, как и в обычном домино, двусторонность картинок обеспечивает возможность хода как в одну, так и в другую сторону.
За каждый ход начисляются очки. Если обобщение произведено по первой сфере — 0 очков, по второй сфере — 1 очко, по последней сфере — 2 очка. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.
Карточки, которые получают игроки во время раздачи, ребята не показывают друг другу.
Игры на развитие умозаключения

Игры на умозаключение научат ребенка самостоятельно делать простые умозаключения, установить связь между предметами, а затем по аналогии подобрать подходящий предмет.
1. «Зачем и почему? „
С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы долины быть трех типов:
1/ на предположение, угадывание, додумывание;
2/ на выяснение причины или смысла происходящих событий;
3/ на принятие решения и планирование своих действий. Вот несколько примеров:
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТИПА:
Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
… зачем эти люди пришли в тайгу?
… для чего нам нужны книги?
… для чего нам нужны печки и плиты?
… для чего нам нужны ножницы?
… для чего человек спит?
… зачем нам нужен телефон?
ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТИПА:
Почему масло тает на раскаленной сковороде?
Почему вода в холодильнике замерзает?
Почему зимой включают отопление?
Почему предметы падают вниз, а не вверх?
Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?
ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТИПА:
Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
Денис пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
В очереди за помидорами Иван втиснулся впереди Маринки. Как ей быть?
Грибник пошел за грибами и заблудился. Что ему делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться? — Как узнать сколько времени?
Разнообразить игру можно поочередной сменой ролей: один вопрос задаете вы, второй — ребенок. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Если малыш не уверен в правильности вашего ответа, попросите кого-нибудь со стороны оценить этот ответ. Малыш тоже имеет право сомневаться! И старайтесь не подавлять это право своим авторитетом.
2. “ Угадай — ка „
В этой игре собраны простые задачки — упражнения для детского ума.
Их цель — приучить ребенка думать, ставить перед собой вопросы: “что будет, если...?», «Почему?», «Как?» — и пытаться на них ответить.
Две картинки. «Почему на этой картинке дети в пальто, а на этой — в платьях и рубашках?»
Снова две картинки. «Почему на этой картинке листья желтые, а на этой — зеленые?»
Картинка с изображением катка. «Почему мальчик упал?»
«Почему птичка летает, а собачка не может летать?»
«Зачем у кошки мягкие лапки?»
«Почему из глины /пластилина/ можно лепить, а из камня нельзя?»
«Почему днем светло, а ночью темно?»
«Из чего летом можно лепить куличики?». «А зимой из чего?»
Проделав с ребенком эти маленькие опыты, развиваются не только умственные способности: мышление, внимание, память, но он учиться делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
3. «Загадки».
Две матери, две дочери да
да бабушка с внучкой.
Сколько всего?
(Трое: мать, дочка и внучка).
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый.
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное, русское любить.
(Воспитатель)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

4. «Придумай загадку».
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
5. «Кто это?» знакомимся с профессиями.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает набуровой? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно нефтянику? Что нужно оленеводу? И наоборот: кому нужна спецодежда? Кому нужно лассо?
6. «Отгадай предмет по его частям».
В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант — с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов — мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант — без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.
Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предмет.
Упражнения на развитие пространственного мышления
научат ребенка воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.
«Путешествия животных».
Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение. В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.
«Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик — со звездочкой, этот — с грибочком, этот — со стрелочкой и т.д.
Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?» После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой. «Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении.
Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком? „Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:
“В пустую клетку, мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка». Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце. Далее воспитатель предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение «Путешествия животных» с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:
1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в не соседний домик и т.д.
И еще один вариант упражнения, на другом игровом поле. Буквенно-цифровое поле используется для работы так же, как и картинное. На нем можно тренироваться по тем же правилам или по другим, придуманным самостоятельно. Кроме того, это могут быть правила следующего содержания:
1. Гусь может ходить только по соседним клеткам и только прямо.
2. Божья коровка может летать только в соседнюю клеточку и только с такой же буквой или такой же цифрой.
3. Рыбка может переплывать только в соседнюю клеточку с несовпадающей буквой и цифрой и т.д.
Если ребенок хорошо справляется с решением задач, вы можете предложить ему самому придумать задание про путешествие какого-либо животного или задание обратного типа: «Из какой клетки должен выползти жук, чтобы, ползая по своему правилу (называете правило), он попал в клеточку, например, ГЗ или с грибочком (для картинного игрового поля).
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)
: 471

Умные мысли (0)

Свернуть / Развернуть

Добавить сюда свою умную мысль!



 
( Туда придёт ответ )
А лучше зарегестрироваться,
чтобы не вводить каждый раз цифирки!

Рекомендуем ещё прочитать интересное из мира Дошкольное образование

  1. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры У солнышка в гостях. Пальчиковые игры У солнышка в гостях. Пальчиковые игры Пособие на развитие мелкой моторики, речи и...
  2. Учимся читать с Азом и Букой Учимся читать с Азом и Букой Название: Учимся читать с Азом и Букой С помощью оригинальной методики Татьяны Боковой...
  3. Точки и кружочки. Первые прописи для малышей Точки и кружочки. Первые прописи для малышей Точки и кружочки. Первые прописи для малышей Прописи для самых маленьких.
  4. Частные детские сады Частные детские сады Как только приходить время отдавать ребенка в детский сад у родителей возникает много...
  5. Классические прописи. Сборник Классические прописи. Сборник Название: Классические прописи. Сборник В данный сборник включены следующие прописи Правильно...
  6. Семь веселых азбук Семь веселых азбук Название: Семь веселых азбук Знакомство с алфавитом — это то, с чего начинается изучение...
  7. Малыш учится говорить. От Малыш учится говорить. От "агу" до монолога Малыш учится говорить. От «агу» до монолога Текстовая версия книги. Книга предназначена...
  8. Грамматика в картинках Грамматика в картинках Грамматика в картинках «Как научить детей писать без ошибок?», «Как вызвать интерес...

Родителям и детям на заметку!

Помощь по сайту - все ответы на ваши вопросы собраны в этом разделе.
Как стать журналистом 'Детского мира'? - краткая инструкция для желающих размещать интересные материалы на нашем портале.

Почитать в дайджесте

Счастье без повода и с доставкой от «Планеты Шаров»   Доставка воздушных шаров и композиций на дом — отличная возможность выразить свои чувства и ...

Качественные итальянские двери от Dierre-ua   Интернет-магазин Dierre-ua специализируется на продаже входных и межкомнатных дверей с поставкой ...