Первые слова ребенка
Как вы считаете, сколько слов человеку необходимо знать, чтобы достичь взаимопонимания с другими людьми? У Достоевского и Толстого словарный запас был более пяти тысяч, у Эллочки-людоедки из «12 стульев» — не более тридцати слов. У моей дочери, которой всего год и пять месяцев, он составляет пока около 35 слов и 6 имен. Тем не менее этого хватает, чтобы с легкостью объяснить, что ей необходимо.
В общем, с того момента, как ребенок начинает целенаправленно произносить разные слова, в жизни родителей начинается новый интересный период. Во-первых, ты с радостью понимаешь, что в доме звучит голос (не крик и не плач) его нового полноправного жителя. Во-вторых, каждое новое слово — это всегда целая история. Только успевай запоминать, при каких обстоятельствах родился новый перл. В-третьих, ты, безусловно, ждешь, когда из этих маленьких пухленьких губ слетит самое дорогое для тебя слово. Твое.
Разговаривать с малой я начал с того самого момента, как только узнал, что Вика беременна. Каждый вечер ложился у живота жены и обязательно рассказывал дочери все главные новости, желал доброй ночи. Когда Василиса появилась на свет, наши разговоры стали более активными. Мы с Викой начали объяснять все, что происходит вокруг, словами обозначали себя, родных и все вещи. Когда оставался с дочерью наедине, то учил ее говорить «папа». Тщательно произносил его по слогам, тянул каждую букву. Очень хотелось, чтобы именно это слово стало ее первым, но мои усилия потерпели фиаско. В семь с хвостиком месяцев дочь позвала «маму».
Со светлой завистью день за днем я ждал своей счастливой минуты, и она пришла неожиданно. Как-то вечером мы пили чай вприкуску с перетертой с сахаром клубникой. Малая в это время курсировала вдоль дивана, каждую минуту прицеливаясь к нашим сладостям. Из-за боязни возможной ангины и аллергии ей полакомиться ягодами не давали. Попытки «обмануть» сушкой или пряником не проходили. Она хотела того, что едят родители. Малая бубнила, показывала пальчиком на тарелку, клянчила «ма-ма-ма». Когда, по-видимому, весь запас просьб был исчерпан, она посмотрела на меня, перевела взгляд на клубнику, потом — снова на меня и жалобно проговорила «па-па». В этот вечер я впервые услышал, как мой ребенок называет меня папой, а дочь впервые попробовала клубнику.
С того момента словарный запас Василисы значительно расширился. Мы успешно освоили «бабу», «дедю», «тётю», «дядю». Интересно, но при формировании своего словарного запаса дочь пользуется не только меркантильным интересам. Скорее, наоборот. Из всех слов только несколько имеют практический характер — «ням-ням», что означает процесс употребления пищи и сами сладости, «тапта» — так она называет обувь и напоминает, что настало время прогулки на улице, «буб» — так она просит купить ей булку. Остальные слова в большинстве своем связаны с дачей, на котором мы проводим большую часть свободного времени. Она прекрасно знает, что если все вместе «бру-бру» в машине, то едем на «датю», где живут ее друзья: «ав», «по-по-по» (куры), «мяу», «бадя-бадя» (козы) и, безусловно, «иго-го», на котором она так любит «татса» (кататься). По дороге на дачу внимательно все рассматривает и комментирует: вот поехал «си апф» (синий автобус), а за ним — «тата» (трактор), на поле «му» делают «ням-ням».
Конечно, каждое слово в исполнении ребенка вызывает улыбку. Иногда смешно бывает и от того, как она понимает отдельные выражения. Забегая вперед, скажу: мы никогда не применяем по отношению к дочери слов с негативной окраской, не называем ее плохой или вредной. Если есть потребность, говорим, что она сделала плохой поступок или так делают только плохие девочки, а она, Василиса, — хорошая. Несмотря на это, малышка быстро поняла: большинство того, что интересно ей, — «плохой поступок», а быть хорошей — неинтересно. Поэтому на вопросы «Василиса, ты — хорошая? Василиса, ты — красивая?» она моментально выдаст: «Ать» (нет). Положительный ответ в перечне характеристик получаешь, только когда спросишь: «Ты плохая?» Что ж тут поделаешь: разве что поцелуешь со словами «Ты наша хорошая»...
Как и у большинства детей, словоформы Василисы образованы путем сокращения или вообще представляют из себя только первые буквы. Но есть и такие, происхождение которых для нас остается непонятным. Например, слова «упал» и «разбился» в ее исполнении звучат просто как «ап». Имя деда Васи она упростила к «Адя», а себя называет не Василиса, а «Абба». Таких выражений, которые обязательно требуют перевода, в лексиконе дочери тоже хватает, но, что интересно, у нас, у родителей, они никогда не вызывают затруднений. Буквально по первым звукам мы сразу догадываемся, о чем идет речь, что ей необходимо. Возможно, все потому, что взаимопонимание достигается не тысячей слов, а рождается в сердце...
Александр Олесик.