Леонардо да Винчи — гениальный художник, изобретатель, исследователь, ученый-экспериментатор. Но мало, кто знает, что детство его прошло при абсолютном безразличии со стороны родителей, но не смотря на это, он сумел передать тонкость и искренность любви между матерью и малышом. И вы это можете видеть на картинах «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», которые хранятся теперь в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге:
Вы поверите, что о человеке, нарисовавшем такие добрые и чистые картины могут сказать такое?
«Если и есть предвестники ада, то оно, несомненно, находится здесь», — как говорят его современники, глядя на то, как гений ночи напролет препарирует трупы, что-то вечно изучает, рисует, изобретает, химичит. И воистину подлинный художник, стопроцентный маньяк-преступник и граница, отделяющая пропасть одного от небесных высот другого, крайне тонка.
Автопортрет.
Леонардо да Винчи – человек, нет, скорее, гений человечества, который является ключевой личностью эпохи Возрождения или Ренессанса, я бы даже сказала, что эта эпоха началась благодаря его уму и гению. Попробуем представить на основе исторических источников как он жил, скорее не жил, а творил.
Каждый божий день он трудится, например, кропотливо расчленяя венец творения – человека. Вы только представьте: нож, пила, молоток, исследуя каждый миллиметр человеческой плоти, тончайшие сосуды, мышцы и сочленения. На трупах беременных женщин изучает развитие зародыша и не перестает восхищаться этим уникальным созданием Бога, этой тайной, всех тайн, один мозг, чего стоит: красота, и непостижимость работы которого просто завораживает! А, какой мозг у самого гения? Думаю, что нейрохирурги-исследователи многое отдали бы, чтобы изучить мозг нашего гения. Да, он итальянец, но его талант и творчество сыграло существенную роль в жизни всего человечества.
Рядом с математически точными расчетами на одних и тех же листах размещаются смутные предчувствия и туманные пророчества, которые своей смелостью пугают даже корифеев современной ему науки. И это понятно, ведь пророков общество не воспринимает и не понимает, уж слишком они просвещены. Леонардо да Винчи нестерпимо терзает жажда вывести единый закон эволюционного развития, связующий весь замысел природы в единое целое. И вот своим острым, как скальпель интеллектом, он вскрывает, и само сердце человеческое и подробнейшим образом описывает клапан правого желудочка, который теперь носит его имя. И тут же, даже не смыв кровь со своих рук, делает наброски парашюта, станка для выделки сукна, машины для производства напильников и шлифовки, множество схем, военных орудий, первый летательный аппарат, скафандр, пароход, отравляющие газы, танк и т.д. Но опять же, его не воспринимают и считают чудаком.
Летательный аппарат.
Уму непостижимо то, что он создавал и не хватит никаких блогов, чтобы в полной мере описать его достижения и гениальность. И может быть, нам стоит задуматься, а что мы успели создать за свои 20, 30, 40, 50, 60 лет?!
Меня поразила следующая история о фреске «Тайная вечеря», которая должна была украсить серую стену трапезной доминиканского монастыря Мария де ля Грация.
И что-то неведомое движет его рукой и сквозь холод стены возникает светлый и магнетичный лик Христа и его 11 учеников. Но он не может закончить работу, надо нарисовать 12-го – Иуду. И тогда Леонардо да Винчи начинает вглядываться в лица отбросов общества, тюремных заключенных и т.п. И вот он находит нужный образ в сточной канаве и тащит его с собой в монастырь и… завершает работу. Тут раздается пронзительный крик: «А! Я знаю эту картину, когда-то один художник рисовал с меня Христа». Удивительно, правда? Есть над, чем подумать. Позже эта трапезная превратится в конюшню, а революционеры-солдаты будут бросать грязь в его апостолов. Но ведь «рукописи не горят», как говорил Михаил Булгаков.
В его картинах замечается незавершенность, ведь завершенность означает конец – смерть. Его живопись дышит и рефлектирует как живой организм, даже виден окутывающий воздух объектов, изображенных на картинах. Для него важно, чтобы его творения жили. Кажется, что его образы встанут и пойдут. Его техника тончайшей светотени сфумато, это заменило средневековый нимб в эпоху Возрождения, оказалось в каждой клеточке своих картин. Он смешивал различные вещества, чтобы получить вечные краски, его кисть настолько тонка и прозрачна, что даже современные рентгеноскопические анализы не выявят ни ее следов, ни удара, ни мазков, ни следов пальца.
А вот легендарная картина «Мона Лиза» («Джоконда»).
Образ обольстительной хищницы, с красотой порока, с доброй натурой, с улыбкой, которая, то появляется, то исчезает, играет как калейдоскоп качеств, возможностей, эмоций и пороков. Над чем смеется это существо? Вы знаете? Эту знаменитую картину всех времен и народов, он рисовал более 4-х лет во время своего второго пребывания во Флоренции, приблизительно с 1503 до 1507 года, в возрасте около 50 лет. С картиной он предпочел расстаться только после смерти, и был не доволен ею и считал ее незаконченной, поэтому не отдал заказчику и взял с собой во Францию, где продал по высокой цене новому покровителю Франциску I, который приобрел ее для Лувра.
Об этой картине пишут миллионы книг, кто-то видит в ней латентный гомосексуализм автора, потому, что картина нравиться именно им, кто-то видит некие шифры и коды, загадки и тайны.
Таким образом, вот он – Леонардо да Винчи. Человек, который спит 1,5 часа в день, так вырывает 20 лет в пользу познания, так как он спал по 15 мин. каждые 4 часа.
В 1512 году Леонардо да Винчи уезжает в Рим. Много работает и даже пишет в зеркальном отражении, справа налево, как слышит, не следуя правилам написания. Правила и рамки не для него. Пишет «Трактат о голосе», ботанических исследованиях. Ему не хватает времени, он боится не успеть и торопится жить. В октябре1514 года, в последний раз взяв в руки уголь, создает самую тревожную из картин, великий потоп, черно-белый ливень.
Сегодня он величайший гений эпохи Возрождения, а он жил в то время, когда народ вокруг него, не верит в то, что Земля круглая, а верят в то, что вода в океане кипит на экваторе, а на белых пятнах обитают ужасные существа. Он прозван «итальянским Фаустом», мастер запредельного совершенства, виртуоз гениальной и волнующей незавершенности. Для меня он в первую очередь, математик, нарисовавший эталон гармонии – «Мона Лиза», «Квадратуру круга» и «Золотое сечение».
Портрет Моны Лизы (Джоконды) и в наше время считается непревзойдённым шедевром золотого фонда мировой живописи. Теперь мы можем не без оснований предположить, что разгадку пресловутой «улыбки Джоконды» следует искать не столько в мистике, сколько в математике. Так математический эталон гармонии и художественный эталон красоты соединились в единое целое — Золотую пропорцию.
Общество не воспринимало Леонардо да Винчи, и ему пришлось быть отшельником, ведь он пророк своего времени, мастер, создавший технику светотени – сфумато, изобретения, которыми мы пользуемся и сегодня, гениальный художник, изобретатель, исследователь, ученый-экспериментатор. Он остался не только титаном своей эпохи, а является титаном всех возможных эпох.
Умные мысли (0)
Свернуть / РазвернутьДобавить сюда свою умную мысль!