Вы, конечно, помните, дети, сказку датского писателя Андерсена «Снежная королева» о дружбе Кая и Герды. О том, как бабушка рассказала им о Снежной королеве, а Кай, успокаивая испугавшуюся Герду, пообещал посадить ледяную волшебницу на горячую печку; как снежная королева за это наказала Кая, заледенив его сердце, и тот забыл о Герде, о бабушке и о родителях. Снежная королева увезла его в своё холодное королевство, где он играл в ледяном замке с ровными кусочками льда правильной формы. Все считали, что Кай погиб, но Герда в это не верила и отправилась искать его по свету.
Эту историю добрый сказочник писал в те времена, когда воздух на нашей планете был чистым. Но с тех пор прошло много лет. Появилось много машин, пароходов, паровозов и другой техники; дымят, загрязняя атмосферу фабрики, заводы и котельные, обогревая дома. Люди сжигают мусор и листву. Лесные пожары добавляют нечистоты в воздух и уничтожают деревья – хороших очистителей воздуха, друзей человека.
Это не могло не сказаться на климате нашей планеты и сказалось: во всём мире началось потепление. Что же будет с нашим миром лет через пятьдесят?
Вернёмся же в нашу сказку через полвека после настоящего времени. Тёплые ветра, добравшиеся до владений снежной королевы, обтаяли её дворец. Он стал разрушаться. Вечные льды и снега талыми водами переполняли океаны. У Снежной королевы стала часто болеть голова. Она не знала, как можно спасти свой ледяной трон.
Кай сердился на тепло не меньше хозяйки снегов, ведь оно портило его ледяные игрушки, делая округлыми и тусклыми их чёткие сверкающие грани. У него стало что-то щемить в груди и слезиться глаза – это таяли осколки, впившиеся когда-то в сердце и глаз. Когда сердце отогрелось полностью, Кай тут же стал чувствовать холод.
– Как здесь холодно и неуютно – сказал Кай поёживаясь, и вышел из тающего дворца на солнце. Тут у него из глаза выскочил второй осколок, и он вспомнил о Герде.
– Милая Герда, где ты сейчас? – прошептал юноша, окидывая взглядом простирающееся перед ним безбрежное снежное пространство.
Вдали он увидел тёмное пятно и направился к нему. Долго шёл Кай. От ходьбы он разогрелся. Дороги домой Кай не знал, а возвращаться к Снежной королеве не хотел. Пятно оказалось приземистой избушкой, из трубы которой клубами валил дым. Поэтому-то она и была заметна издалека. Кай только теперь почувствовал сильную усталость. Он постучал в небольшое, покрывшееся толстым слоем копоти, оконце. На стук вышла маленькая старушка финка. Она запустила Кая в свою избушку, накормила его рыбным супом, потом выслушала его историю и уложила спать.
– Вот тебе сушёная треска, – сказала финка Каю утром за завтраком, – я на ней написала письмо одной старой лапландке, что живёт за сто с лишним миль отсюда. К ней тебя отвезёт мой олень, которого она мне когда-то подарила. Моя подруга поможет тебе найти дорогу к твоей Герде.
– Спасибо, бабушка, – сказал Кай, принимая от финки рыбу.
После завтрака старушка вышла на улицу и кликнула оленя по имени. Тот подошёл к ней. Финка погладила его по голове и запрягла в лёгкие сани. Затем она подала Каю узелок с едой и хлопнула оленя по боку. Тот легко побежал вперёд.
Снежная королева, занятая навалившимися на неё бедами, не сразу заметила отсутствие Кая, а когда обнаружила его исчезновение, то не бросилась в погоню, а просто плюнула с досады. Она больше расстроилась из-за того, что брызги её плевка не превратились, как обычно, в звенящие льдинки.
Прошло немало времени, пока Кай добрался до Лапландии. Старуха лапландка встретила его приветливо, погладила и распрягла оленя, предоставив обоим путешественникам еду и отдых, а сама, прочитав письмена на рыбе, починила Каю одежду и обувь, собрала еду в дорогу.
Когда Кай достаточно отдохнул, она подготовила ему другого оленя, который знал дорогу от снежных равнин до большого леса.
– Дальше на санях трудно ехать – везде пробивается трава, да талая вода кругом, – сетовала лапландка, сокрушённо качая головой и помогая юноше сесть верхом на оленя, – Что с погодой творится, да разве раньше такое бывало? Оленям стало жарко, многие птицы уже не улетают на юг, а зимуют здесь…
Кай взялся за ветвистые рога оленя и, поблагодарив за всё лапландку, продолжил путь на юг.
Продвигаться вперёд с каждым днём становилось труднее и труднее. Приходилось огибать множественные озёра, а мелкие ручьи и речушки преодолевать вброд. Наконец олень вынужден был остановиться перед большим водным пространством, а ведь здесь всегда была сухая тропа на юг. Но ничего не поделаешь, пути дальше нет. Кай посмотрел на далёкий противоположный берег и увидел отчалившую от него маленькую лодочку. Лодка приближалась очень медленно, рыская из стороны в сторону, очевидно ею управлял неопытный гребец. Он сидел к Каю спиной и изо всех сил налегал на вёсла. Когда лодка довольно близко подошла к берегу и, сидевший за вёслами, обернулся, чтобы оценить направление и расстояние до суши, Кай уловил в лице лодочника что-то знакомое.
– Кай, Кай! – закричал гребец, вставая в лодке и махая рукой.
– Герда? – удивился юноша, пристальнее всматриваясь в кричавшую девушку и вслушиваясь в её голос, – Герда! Милая Герда! – узнав в статной девушке свою подружку детства, закричал Кай и приветливо замахал руками.
Герда подгребла к берегу. Кай запрыгнул в лодку.
– Мой Кай! Наконец-то я нашла тебя! – сказала девушка и поцеловала молодого человека в щёку.
– Милая Герда! Как ты подросла и похорошела! – отвечал ей Кай и тоже поцеловал её в зардевшуюся щёчку. Он взял её руки в свои и хотел их прижать к своим щекам, но тут он увидел, что её пальчики были в кровавых мозолях от работы на вёслах. Он бережно поднёс их к губам и нежно расцеловал милые ладошки любимой девушки, усадил её на кормовое сиденье, а за вёсла сел сам. Уверенно развернув лодку, он сильными рывками направил её к другому берегу.
– Прощай олешек! – крикнула Герда северному оленю.
– Передавай привет своей хозяйке и расскажи, что я встретился с Гердой! – крикнул оленю Кай.
Олень взмахнул коротким хвостиком и резво побежал восвояси.
Герда и Кай проводили его взглядом.
– Бедный олень, – сказал Кай, – всю дорогу на жару жаловался.
– Город наш растёт и растёт за счёт приезжих, чьи территории оказались затопленными, ведь льды продолжают таять и таять… – откликнулась Герда.
– Жалко, что я наши розы погубил – они тепло любят.
– Они не погибли – я их выходила, а сейчас за ними ухаживает бабушка, – сообщила приятную новость Герда и добавила:
– В последнее время так тепло стало, что теперь розы даже на зиму в дом не заносят.
– Наши розы живы! Спасибо тебе, Герда! – воскликнул Кай, – И бабушке спасибо!
Тут лодка мягко ткнулась носовой частью в берег. Кай и Герда вышли на сушу впереди виднелся лес, за которым находился их родной город.
Умные мысли (6)
Свернуть / Развернутьazamat
Yuriy52
helga
Yuriy52
Nadeshda
Добавить сюда свою умную мысль!